У меня растут года, Будет и семнадцать. Где работать мне тогда, Чем заниматься?
(В. Маяковский)
Все мы, подобно Маяковскому, не раз задавались вопросом – какую выбрать профессию? Пятилетний малыш мечтает стать мусорщиком, потому что видит, как каждое утро дядя приезжает на большой красивой машине. Детские мечты нередко сменяют одна другую. С возрастом появляется интерес к той или иной сфере, у подростков возникает желание реализовать себя, свои способности в будущем. Зачастую, вчерашние школьники ориентируются, в первую очередь, на престижность профессии, хотя тот же мусорщик ничуть не менее полезен для общества, чем экономист. Но ребёнку из благополучной семьи гораздо проще определиться с выбором профессии: ему есть на кого равняться, с кого брать пример.
Совсем иначе обстоят дела у детей-сирот, оставшихся на попечении государства. Воспитанникам детских домов трудно адаптироваться в обществе. Чаще всего это проявляется в социальной неготовности детей взаимодействовать с окружающим миром, развиваться как личность, определять жизненные цели. Особенно остро это проблемы стоят в подростковом возрасте, когда ребенок становится перед выбором профессии.
Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, ничуть не хуже домашних детей. Они точно так же мечтают поскорее стать взрослыми, получить интересную профессию, найти хорошую работу. Но у работников государственных учреждений физически не хватает времени на то, чтобы уделить каждому воспитаннику должное внимание, развить его личность, его интересы и способности. У ребят из детских домов нет авторитета, на который им хотелось бы ровняться, и именно поэтому, по статистике, лишь 10% выпускников реализуют себя в жизни.
Кем больше всего хотят стать дети-сироты? Их выбор невелик: учитель, врач, повар, милиционер. Те профессии, с которыми воспитанники детских домов сталкивались в своей жизни, тот самый личный пример. О других специальностях ребята имеют весьма смутное представление. Так как же помочь юному человеку, попавшему в тяжелые жизненные условия, определить себя как личность и устроиться в жизни?
20 декабря 2009 года СМО «Крылья» провела социально-образовательную игру «Город больших возможностей» в Ильинской школе-интернате Орехово-Зуевского района Московской области. В игре приняли участие более 30 воспитанников в возрасте от 12 до 16 лет. В игре также приняли участие 10 волонтеров организации.
В начале игры ребята получили паспорта и аттестаты о среднем образовании. Затем новоиспечённые граждане на Бирже труда ознакомились со списком вакансий и необходимыми требованиями к каждому кандидату. Среди девочек самыми популярными профессиями были дизайнер и стилист-парикмахер. Мальчики больше тяготели к «серьезным» профессиям: экономист, милиционер, продавец и шеф-повар.
Вторым этапом игры стал Городской Университет, где дети могли получить образование по любой выбранной ими специальности. Волонтер Света беседовала с ребятами, интересовалась, чем они увлекаются, почему выбрали именно эту профессию. Всем участникам был выдан диплом об окончании высшего учебного заведения, с которым они отправились к работодателю.
Работодателями в игре выступили сами волонтеры, за каждым из которых была закреплена определённая организация. Все работники заключали трудовые договоры, после чего каждый приступал своим обязанностям. За выполненное задание ребёнок получал справку о начислении заработной платы.
Владелица фирмы «Фе-ли-чи-та», волонтер Элица предложила своим арт-директорам придумать рекламу строительной компании. Воспитанники школы интерната, имеющие обыкновение списывать и срисовывать друг у друга всё что можно и нельзя, неожиданно начали предлагать каждый свою идею, своё видение. С неподдельным интересом ребята делились собственными мыслями о том, как лучше провести рекламную компанию, как сделать её интересной и запоминающейся.
Не было обделено вниманием и телевизионное агентство «Стоп-кадр». Многие ребята хотели попробовать себя в актерской профессии, но, к сожалению, с заданиями справились далеко не все. На собеседовании с работодателем, воспитанник интерната Дима признался, что хочет стать актёром, потому что им много платят, а прочитать стихотворение он не может – стесняется.
В течение всей игры работал Супермаркет, в котором дети, на заработанные средства, покупали понравившиеся сладости. А в феврале ребят из Ильинской школы-интерната ожидает аукцион, организованный СМО «Крылья». Аукцион максимально приближен к реальности - его участники потратят только те деньги, которые они заработали в ходе игры. Ребята смогут приобрести фотоаппараты, плееры, CD-диски, бижутерию и косметику, спортивный инвентарь и другие вещи, что даст им поверить в то, что игра «Город больших возможностей» отражает реальную жизнь, с реальными деньгами, зарплатами, профессиями.